В условиях коронавируса бизнес различных направлений в той или иной мере почувствовал на себе его влияние. Согласно предварительным подсчётам потребность в арендуемых офисных площадях сократилась почти на 25% за счёт перевода сотрудников на удалённый режим работы.
Всё чаще у арендаторов возникает вопрос, просить ли у арендодателя сокращения площади или снижения арендной ставки, и, главное, как? Есть ряд старых проверенных способов и приёмов, но здесь мы сосредоточимся на самых подходящих к нынешней ситуации на рынке вариантах, которые позволят прийти к взаимовыгодному решению.
Во первых, хорошо бы осознавать, что большинство арендодателей заинтересованы в длительных арендных отношениях, поэтому они оценивают потенциальных арендаторов по имени (бренду) и по финансовым возможностям. Другими словами, арендодатели ищут наилучшей сделки с наилучшим арендатором. В свою очередь, наилучшие потенциальные арендаторы ищут наибольшую скидку и особое к себе отношение. Если взглянуть на долгосрочный договор аренды как на целый апельсин, а арендную плату назвать его соком, то профессиональные арендодатели пытаются использовать весь апельсин. Они не стремятся выжать из арендатора самый сок, назначив самую высокую арендную ставку и не принимая во внимание срок аренды. Они стремятся сохранить стабильные и длительные отношения, которые позволят избежать простоев помещений между арендаторами и иных дополнительных расходов по комиссиям или ремонту. Срок аренды - это первый довод в переговорах.
В ситуации, когда освобождается всё большее количество площадей, каждый арендодатель рано или поздно почувствует давление и будет вынужден приспособиться к новым трендам и изменениям рынка и стать более лояльным к своим арендаторам. Большинство компаний поняли, что их сотрудники могут эффективно работать из дома, и порядка 25% этих сотрудников никогда не вернутся в офис. Сегодня мы все столкнулись с этим фактом. Если в период вынужденной всеобщей самоизоляции арендодатели неохотно шли на любое снижение арендных платежей, или вовсе отказывали, они едва ли сохранили лояльность своих арендаторов в долгосрочной перспективе. Договоры аренды всегда имеют срок и даже возможность досрочного расторжения, и арендаторы наверняка подумают о поиске альтернативных вариантов с новыми условиями и отношением. Лояльность арендатора - залог долгосрочной аренды!
И вот, пожалуй, финальный довод в ваших переговорах с арендодателем - выразите свою готовность переехать в меньший по площади офис, или офис с более низкой ставкой аренды в том же здании или комплексе зданий. Это даст вам возможность сэкономить на арендных платежах, а арендодателю - получить нового арендатора на ваши старые площади. Причём, вы можете оказать содействие в поиске нового арендатора, или разделить некоторые затраты арендодателя, вызванные сменой арендаторов. Продемонстрируйте свою лояльность и поддержку своему арендодателю! Если вы и ваш арендодатель будете действовать на одной стороне, вам с большим успехом удастся заполнить освободившиеся площади и сохранить доброжелательные отношения на долгие годы. Когда же наступят лучшие времена, - а они всегда наступают - арендодатели, способные договариваться на взаимовыгодной основе со своими арендаторами, непременно получат больше вишенок с торта, чем те, кто хочет собрать только сливки или выжать все соки из арендного бизнеса.
Если вам нужно сократить арендуемую площадь или урегулировать иные вопросы в отношениях с вашим арендодателем, пожалуйста, звоните нам по телефону +74951981147 - мы посоветуем, как выбрать наилучшее решение.